verumreactor.ru

Российское военно-патриотическое сетевое издание

Танковый биатлон

Боевые болиды для танкового биатлона

Танковый биатлон – совсем новый военно-прикладной вид спорта. Идею таких соревнований в 2013 году предложил министр обороны России Сергей Шойгу. Очень быстро спортивные баталии стали популярными – они транслируются по телевидению, ежегодно собирают сотни тысяч просмотров в интернете. Танковый биатлон вышел и на международный уровень – в первый год в соревновании участвовали подразделения четырех стран, а сегодня их количество уже перевалило за 20. Пока российская команда – бесспорные лидеры. Это наглядно демонстрирует высокое мастерство наших танкистов и надежность отечественной военной техники.

Из истории танкового биатлона

Официальным годом рождения танкового биатлона считается 2013-й. Идею тогда предложил министр обороны Сергей Шойгу – чтобы выявить самый умелый танковый экипаж и в целом улучшить навыки танкистов. Впрочем, этот вид спорта имеет свою предысторию. Соревнования, похожие на танковый биатлон, проводились и в СССР, правда, не на международном уровне. Подобные военные игры устраивались и на Западе. Например, в Германии с середины 1960-х до 1991 года в таких соревнованиях принимали участие «натовские» танкисты – на американских «Абрамсах», германских «Леопардах», британских «Центурионах». В США до сих пор проходят совместные соревнования между американцами и канадцами. Конечно, эти турниры не сравнить с масштабом российских соревнований. Поэтому с уверенностью можно сказать, что история танкового биатлона, как нового вида спорта, началась в августе 2013 году в России, когда прошли первые соревнования на подмосковном полигоне Алабино. Кстати, именно здесь расположена легендарная Таманская танковая дивизия с системой площадок, где проводятся репетиции парадов. Огромная территория и пересеченная местность позволяют продемонстрировать все возможности военной техники, а при необходимости полноценно воссоздать имитацию боевых действий.

В самых первых соревнованиях приняли участие всего четыре команды: из России, Казахстана, Армении и Беларуси. В 2014 году свое мастерство показывали уже танкисты из 12 стран. Спустя пять лет в «Танковом биатлоне» соревновались команды 23 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В прошлом году «Танковый биатлон» состоялся в рамках VI Армейских международных игр «АрМИ-2020». При этом особенностью игр стало их совместное проведение с военно-техническим форумом «Армия-2020». Зрителям повезло вдвойне – в дни посещения мероприятий конкурса «Танковый биатлон» можно было также увидеть динамические показы военной техники Российской армии. Несмотря на ограничения и сложности, связанные с пандемией COVID-19, все мероприятия прошли на самом высоком уровне. Организаторы, участники и зрители надеются, что и в этом году коронавирус не станет препятствием. Планируется, что Чемпионат мира по танковому биатлону 2021 года пройдет с 22 августа по 4 сентября, снова в рамках «АрМИ». Напомним, что танковый биатлон – мероприятие открытое, купить билеты и попасть на трибуны может любой желающий.

«Броня крепка, и танки наши быстры»

Соревнования состоят из нескольких этапов: индивидуальной гонки и двух эстафет. В индивидуальной гонке от каждой команды участвуют три экипажа – каждый на своем танке. Маршрут состоит из трех кругов и «пестрит» различными препятствиями – это противотанковые рвы, броды, курганы и прочие сложности, которые нужно преодолеть участникам. Параллельно с этим нужно и поражать цели: на первом круге из пушки, на втором и третьем – из пулеметов. Если танк не попал в цель, то уходит на штрафной круг – совсем как в обычном биатлоне. Во время эстафет правила меняются – три разных экипажа от каждой команды по очереди ездят на одном танке. Этот этап является важным испытанием для техники, поскольку каждый танк проходит тройную дистанцию.

В большинстве случаев все команды используют танки российского производства – модернизированные Т-72Б3. Исключением являются участники из Беларуси и Китая. Белорусские танкисты в последние годы выступали на Т-72, модернизированных на оборонных предприятиях своей страны, а китайцы – на танках Type-96 собственного производства.

Во всех турнирах за эти годы побеждала российская команда. Это еще раз наглядно демонстрирует качество отечественных танков и мастерство наших танкистов. Российские танкисты-биатлонисты не просто выигрывают, но при этом устанавливают мировые рекорды. К примеру, в 2019 году было зафиксировано сразу три мировых рекорда скорости. Вначале танк Т-72Б3 российской команды разогнался до 78 км/ч, затем в полуфинальной эстафете до 80 км/ч, а немногим позже промчался со скоростью 82 км/ч.

Т-72Б3: спортивный «боевой болид»

За особые успехи на «Танковом биатлоне» Т-72Б3 называют главным боевым болидом Российской армии. Ежегодно во время соревнований и российские, и иностранные экипажи не устают удивляться огневой мощи, ходовым качествам Т-72Б3, его возможности быстро восстанавливается после огромных нагрузок.

Модификация Т-72Б3 была разработана специалистами Уральского КБ транспортного машиностроения (в составе Уралвагонзавода) для модернизации российских танков Т-72Б. Машина была принята на вооружение в 2012 году. По мнению экспертов, Т-72Б3 ничем не уступает, а по некоторым параметрам даже превосходит современные зарубежные танки. В списке достоинств танка – небольшая масса и габариты, при этом большой запас хода и хорошая маневренность. Кроме того, это и наличие комплекса управляемого вооружения – можно вести огонь из танка ракетой на расстоянии до 5000 метров днем и ночью. Танку Т-72Б3 не страшны высокая запыленность и экстремальные температуры выше +50 °С – помогает двухступенчатая система воздухоочистки и высокоэффективная система охлаждения силовой установки.

Как отметил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Олег Салюков, у танка Т-72Б3 очень хороший потенциал. «Благодаря модернизации он заложен до 2025 года, а там, может быть, и дальше. Будет совершенствоваться система управления огнем, двигатель», – сказал он.

Ну, а совсем скоро Т-72Б3 ожидают новые спортивные баталии. Российские танки уже готовятся к очередному соревнованию. На днях Уралвагонзавод поставил Минобороны РФ очередную партию Т-72Б3, в августе эти «боевые болиды» примут участие в очередном «Танковом биатлоне».

Ростех