Ледовый поход кораблей

Ледовый поход кораблей Балтийского флота

Спасти любой ценой: уникальная операция моряков-балтийцев

За менее чем девять месяцев до окончания Первой мировой войны был подписан Брестский мирный договор между РСФСР и Германией. По его условиям Россия больше не могла претендовать на Прибалтику, должна была вывести свои войска из Финляндии, Украины и Османской империи, а также разоружить армию и флот. Однако германские войска продолжали наступать на территорию Эстонии, поэтому угроза захвата российских кораблей, базировавшихся в порте Ревель (ныне – Таллин), была неминуема. Во избежание этого, Совет народных комиссаров принимает решение о перебазировании кораблей в Кронштадт.

Погодные условия и ледовая обстановка не позволяли перевести корабли сразу в конечный пункт дислокации, поэтому с помощью ледоколов «Ермак», «Волынец» и «Тармо» флот двинулся в сторону Финского залива к городу Гельсингфорс (ныне – Хельсинки). 

Переход кораблей проходил под командованием капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, который, несмотря на сильное давление и противоречивые приказы вышестоящего руководства – в то время как Владимир Ильич Ленин настаивал на выводе флота, Лев Давидович Троцкий приказал оставить их для поддержки финской гвардии – выполнил свой долг моряка и спас Балтийский флот от исчезновения. За свой подвиг капитан 1 ранга поплатился жизнью.

Вывод кораблей осуществлялся в условиях наступления немецкой армии. 25 февраля 1918 года из Ревеля вышел последний российский корабль, и в этот же день в город вошел неприятель. К середине марта того же года сложилась похожая ситуация и в Гельсингфорсе.

Первыми в сопровождении ледоколов ушли четыре линейных корабля и три крейсера, которые за пять дней, с 12 по 17 марта 1918 года, добрались до Кронштадта. Затем, в начале апреля, были отправлены два линкора, два крейсера, две подводные лодки. Основной отряд Балтийского флота, состоявший из 45 эсминцев, трех миноносцев, десяти подводных лодок, шести тральщиков, пяти минных заградителей, одиннадцати сторожевых кораблей, 81 вспомогательного судна, дошел до Кронштадта к 20 апреля. Переход занял около шести суток и проходил в сложных боевых и навигационных условиях непрекращающихся нападений немецкой арматы, которая стремилась дойти до Петрограда. В итоге героических ледовых переходов были спасены около 226 кораблей, вывезены две бригады воздушного флота, артиллерия и оборудование крепости и фортов, военная техника.

Тем не менее, положение на Балтийском флоте оставалось крайне тяжелым. Вынужденная демобилизация, массовое увольнение офицеров, приведшее к отсутствию дисциплины, свели до минимума боеспособность флота. В это время на флоте стало известно о секретном приказе Троцкого по подготовке к уничтожению спасенных кораблей. Во всех частях флота разгорались матросские бунты: 11 мая 1918 года экипажи стоявших в Петрограде кораблей восстали и потребовали передать всю власть морской диктатуре Балтийского флота.

Реакция Советских властей последовала незамедлительно. 25 мая 1918 года Щастный был вызван в Москву, обвинен подготовке государственного переворота, контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. В 1995 году Алексей Михайлович был реабилитирован, и о его подвиге наконец-то можно было говорить свободно.

Одновременно в Новороссийске были уничтожены остатки Черноморского флота. Этими жесткими мерами Совет народных комиссаров восстановил контроль над Балтийским флотом, исключил разногласия с Германией и обеспечил себе отсрочку для подготовки к грядущей борьбе большевиков за власть.

Военная платформа

0/5 (0 отзывов)