Портрет адмирала И. Ф. Крузенштерна

Портрет адмирала И. Ф. Крузенштерна

Ученики адмирала Крузенштерна

Морским наукам в России с давних времён отводится немаловажная роль, которая с годами только продолжает расти.

Особую значимость флот приобрёл с приходом к власти Петра I, стремившийся заполучить выходы к берегам Азовского, Чёрного и Балтийского морей. В Воронеже он заложил крепкий фундамент всему российскому мореходству, благодаря чему этот город стал именоваться «колыбелью российского флота».

Однако недостаточно было строить крепкие и маневренные корабли, они были бы бесполезны без умелых кадров. Изначально для службы во флоте царские посланники разъезжали по Европе в поисках опытных моряков за рубежом. Однако, такое положение дел Петра I не устраивало, и было принято решение сделать упор на подготовку национальных кадров для царского флота. Так, в 1701 году в Москве появилась первая российская Навигацкая школа (Школа математических и навигацких наук), которая положила начало обучению высококачественному обучению морским наукам в России.

Поскольку при Петре Великом флот рос крайне стремительно, сил одной лишь московской школы было мало, и император своим указом образовал Морскую академию в Санкт-Петербурге, в которую были переведены ученики старших классов Навигацкой школы. Отличительной особенностью Санкт-Петербургского учебного заведения от Московского является то, что первое стало полностью военным.

Благодаря решительно взятому Петром I курсу на укрепление флотоводства к концу XVIII века Россия стала лидером в создании первого в мире военно-морского инженерного учебного заведения. Помимо этого, создавались документы, регламентирующие подготовку и службу для всех уровней кадров флота.

Известный русский мореплаватель адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн также внёс свой значительный вклад в развитие отечественного флота. Ещё до его назначения на должность директора Санкт-Петербургского Морского кадетского корпуса Иван Фёдорович провёл ряд значимых изменений для этого учебного заведения. Для повышения качества обучения будущих моряков был заменён ряд преподавателей, в кадетский корпус приглашались профессора университета и Академии наук. Для повышения наглядности образовательного процесса Крузенштерн велел закупить модели судов, карты и учебные пособия. Он, что называется, болел душой за вверенное ему учебное заведение и вникал практически в каждый аспект жизни своих воспитанников. А в январе 1827 года по его настоянию был открыт Офицерский класс для особо выдающихся кадетов корпуса. В программу обучения данного класса вошли такие дисциплины, как высшая математика, военно-морская тактика, теория судостроения и ряд других. Кадеты по выпуску из класса получали чин лейтенанта досрочно.

Открытие Офицерского класса дало очередной толчок в развитии научных знаний в области ряда важнейших дисциплин, необходимых для укрепления флота. В дальнейшем класс был преобразован в Академический курс морских наук, в котором упор делался исключительно на дисциплинах, непосредственно связанных с морским делом. Широкий охват таких предметов делал обучающихся специалистами в очень широком спектре знаний: от навигации до морской артиллерии.

Совершенствование программы подготовки офицеров военно-морского флота непрерывно проходит и по сей день, однако без прочной базы, заложенной такими великими деятелями, как Пётр I, адмирал Крузенштерн и многими другими, нынешнего величия российского флота достичь было бы невозможно.

Военная платформа

0/5 (0 отзывов)