Перспективы развития авторынка в России: Япония уступила Китаю

Перспективы развития авторынка в России: Япония уступила Китаю

Введенный правительством Японии запрет на экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 л, а также автомобилей с гибридными двигателями в рамках антироссийских санкций избавил китайских автопроизводителей от очередного конкурента на российском авторынке.

Стоит отметить, что введение ограничений невыгодно в первую очередь самой Японии. За первые шесть месяцев 2023 г. Япония нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 32,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Теперь на категорию запрещенных к экспорту транспортных средств приходится почти 63% всего японского экспорта в РФ. По подсчетам японского издательства Yomiuri, из-за ужесточения правил экспорт машин в Россию может сократиться в 6 раз в денежном эквиваленте: с 3,9 млрд. рублей до 659 млн. рублей.

В связи с японскими санкциями российский авторынок начал трансформацию в сторону китайского автопрома. Многие участники российского рынка начали переключаться на это направление, и в условиях запрета – это примет массовый характер.

В свою очередь, китайский автопром уже приступил к заполнению освободившегося после ухода японских брендов российского рынка. Если в первом полугодии 2023 года россиянам предложили 32 новинки из этой страны, то во втором полугодии появится еще не менее 49 моделей автомобилей китайских производителей. Кроме того, ожидается заключение ряда договоров о поставках китайских автомобилей в Россию на предстоящем Восточном Экономическом Форуме, который пройдет с 10 по 13 сентября 2023 года в г. Владивосток.

Последние полтора года ускорили наметившиеся до этого тенденции изменения экономического ландшафта России и его переориентации на Восток, продиктованные объективными макроэкономическими реалиями XXI века. Перекраиваются логистические цепочки, создаются новые производственные мощности, а незнакомые ранее бренды входят в повседневную жизнь россиян и формируют кардинально новые потребительские привычки и паттерны. Важнейшую роль в данных процессах объективно играет китайский бизнес, активно работающий в России. Заняв лидирующие позиции в таких сферах, как коммерческий и легковой транспорт, телекоммуникационное оборудование и потребительская электроника, следует ли говорить о том, что китайский бизнес достиг своего пика на российском рынке, или его ждут еще более яркие перспективы?