Говоря о танках, об их вооружении и защите, часто забывают о том, без чего танк не сдвинется с места, – о двигателях. Между тем история танкового двигателестроения полна прорывов и интересных решений. Основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковой техники российских войск сегодня является Челябинский тракторный завод в составе корпорации «Уралвагонзавод» Ростеха.
Рассказываем об истории танковых двигателей.
Мощность − одна тракторная сила
Знаменитый танк ученого и изобретателя Леонардо Да Винчи планировалось передвигать посредством мускульной тяги экипажа. Но так далеко не уедешь, да и проходимость этого колесного устройства, существовавшего, правда, только на рисунках мастера, вызывает большие сомнения. Поэтому, когда в начале XX века о тяжелых боевых машинах задумались всерьез, нужно было что-то более мощное.
Пионерами танкостроения в современном понимании стали танки Первой мировой войны. Они выросли из бронированных автомобилей и тракторов и поэтому часто оснащались заимствованными двигателями. Так, первый реальное воевавший танк, британский Mark I, приводился в движение тракторным мотором − немецким Daimler. Это был бензиновый шестицилиндровый двигатель мощностью 105 л. с. и максимальной скоростью всего 6,4 км/ч. Бензин попадал в двигатель самотеком, что создавало неприятные казусы, − при сильных наклонах подача топлива прерывалась, и машина глохла. Приходилось доливать бензин руками из бутылки.
Первый немецкий танк A7V также был родственником трактора и двигался с помощью двух моторов Daimler по 100 л. с. А вот французы соригинальничали и поставили на свой танк «Сен-Шамон» динамо-машину, которая питала два электродвигателя. Впрочем, запускалась динамо-машина все равно от бензинового движка.
Спустя пару лет войны стало понятно, что для танков нужны свои специальные двигатели. И уже для Mark V британцы конструируют шестицилиндровый двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с. Скорость все еще оставалась в пределах 6,5 км/ч, но танковый мотор уже был надежнее, прочнее и мощнее тракторных.
Однако в Первую мировую всех вышеперечисленных гигантов обошел легкий французский танк «Рено FT», который был в 2-3 раза легче своих конкурентов. Кроме того, он был проще и дешевле в производстве. И ему было достаточно мотора от обычного грузовика мощностью 35 л. с., разгонявшего танк до 7,8 км/ч по шоссе. Именно эта машина задала танковую моду на первые послевоенные годы, так как автомобильные двигатели были доступнее в производстве, эксплуатации и ремонте.
В поисках совершенного мотора
И хотя актуальность таких легких машин, оснащавшихся автомобильными моторами, ставилась под сомнение уже в 1930-е годы, они сослужили большую службу Красной армии в начале Великой Отечественной войны. Тогда, в первых сражениях наши войска потеряли практически все бронемашины, и нужно было быстро восстанавливать потери. Легкие танки Т-60 и Т-70 стали спасением. Они были просты в производстве и оснащались двигателями ГАЗ-202/203 – танковой версией автомобильного ГАЗ-11 с уменьшенной до 70 л. с. мощностью. Дефорсирование двигателя делало его более надежным и выносливым. На Т-70 ставились два таких мотора суммарной мощностью 140 л. с.
Интересно, что на некоторые советские танки 1930-40-х годов устанавливались авиационные двигатели. Например, на семейство быстроходных танков БТ, танки Т-28, Т-35, и даже на некоторые Т-34 и КВ, когда дизельных моторов не хватало. При высокой мощности и надежности у авиамоторов были и минусы – слишком высокое число оборотов, большие размеры и требование высокооктанового топлива.
И все же будущее было за специализированными танковыми двигателями. Советские двигателестроители пошли по дизельному пути, и легендарным дизелем Великой Отечественной войны можно назвать мотор В-2, ставившийся на танки Т-34, Т-34-85, КВ, ИС.
Двигатель, разработанный на Харьковском паровозостроительном заводе, создавался на основе авиационных моторов с 1931 года, а серийное производство началось в 1939 году. Двигатель получился уникальным и по некоторым параметрам обогнал свое время на пару десятилетий. B-2 был сверхлегким, экономичным и мощным, при этом мощность его можно было при необходимости регулировать. В дальнейшем на его базе было создано развивающееся и в наши дни семейство танковых дизелей, которые можно узнать по литере «В» в наименовании.
В годы Великой Отечественной войны главным производителем В-2 и его модификаций был Челябинский тракторный завод, знаменитый Танкоград. Всего с 1941 по 1945 годы здесь было выпущено 48,5 тысяч танковых дизельмоторов.
На уральской тяге
Челябинский тракторный завод («ЧТЗ-УРАЛТРАК» в составе концерна «Уралвагонзавод») и сегодня продолжает славные традиции, оставаясь основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковой техники российских войск. После Великой Отечественной войны здесь сформировалась целая конструкторская школа, результатом работы которой стали новые силовые установки для российской бронетехники.
В середине 1970-х годов в Челябинске на основе мотора В-2 разработали многотопливный дизельный двигатель В-46 для основного боевого танка Т-72, ставшего одним из самых массовых в мире. Современные глубокомодернизированные танки Т-72Б3М оснащаются челябинским двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л. с.
О востребованности танковых двигателей из Челябинска говорят цифры − за первый квартала 2023 года количество ежемесячно выпускаемых модернизированных дизельных двигателей на ЧТЗ превысило на 12% показатели СССР периода холодной войны.
Еще новости
Минобороны запускает исторический раздел, посвященный 80-летию со дня освобождения Таллина
Поисковики увековечили память экипажа самолёта Ил-4
Минобороны запускает мультимедийный раздел «Забвению не подлежит истории урок»