За три десятилетия авианосцы ВМС США утратили боевую мощь

Фото: U.S. Navy

За три десятилетия авианосцы ВМС США утратили боевую мощь

Многие знают, что основой американского надводного флота, его главной ударной силой, являются АУГ во главе с атомными авианосцами. Однако мало кто знает, что современные авиакрылья авианосцев ВМС США уступают по своей ударной мощи даже авиакрыльям древних авианосцев типа «Мидуэй» по состоянию на 1990 год, спроектированных еще в 40-х годах ХХ века и прослуживших почти 50 лет. Об этом поведал российский эксперт Илья Крамник, который 14 января сообщил детали у себя в Telegram-канале.

Эксперт отметил, что под ударной мощью понимается «способность доставить n кг боеприпасов на расстояние s за время t». А объясняется возникшая с американскими авианосцами такая ситуация достаточно просто. Все дело в том, что в 1997 году ВМС США списали всепогодные палубные штурмовики-бомбардировщики Grumman А-6 «Интрудер» (Intruder), созданные в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века.

“Пять боевых эскадрилий, которые нес «Мидуэй» в своих последних развертываниях, включали, в том числе, две эскадрильи «Интрудеров». Что такое «Интрудер»? Если совсем просто, то на 750 км от авианосца «Интрудер» отвезет 4,6 тонн бомб, тогда как «Супер Хорнет» – две. На 1500 км «Интрудер» отвезет тонну, тогда как «Супер Хорнет» на это расстояние отвезет две ракеты «воздух-воздух» малой дальности, и все. С дозаправкой «Интрудер» с тонной нагрузки сходит на 2000 км, «Супер Хорнету» для этого потребуется минимум две, а для надежности – три дозаправки”, – уточнил он.

Причем дозаправка это вообще отдельная тема. Древний «Мидуэй», имея на бору 8 единиц KA-6D (переделанный в воздушный танкер «уставший» Intruder), мог самостоятельно послать на 2000 км две последовательные волны по 8 единиц А-6Е и пару самолетов РЭБ Grumman EA-6 «Праулер» (Prowler) в каждой. Подобное для авианосцев типа «Нимиц» или «Форд» невозможно, без привлечения со стороны воздушных танкеров KC-10 или KC-135 для многоступенчатой заправки. Так американцы обеспечивали работу своей палубной авиации над Афганистаном. Причем технологический прогресс не смог компенсировать все это.

“Доживи «Интрудеры» до сего дня в вариантах A-6F или A-6G, они бы тоже имели весь этот набор, включая JDAM и JASSM, которые по-прежнему могли бы доставить в большем количестве на большее расстояние”, – добавил он.

Крамник обратил внимание, что на роль специализированного ударного самолета Grumman А-6 «Интрудер» лучше подходил, чем BoeingF/A-18E/F «Супер Хорнет». «Интрудер» хоть и был оптимизирован для дозвуковых скоростей, и не рассчитан на ведение воздушного боя, мог нести больше топлива, меньше его расходовать, что давало превосходство в дальности полета и полезной нагрузке.

“А если «Нимитц» сравнить не с «Мидуэем», а с самим собой образца 1990 года, то обнаружатся интересные вещи и в части возможностей дальней ПВО – рубежи и количество оружия на этих рубежах у списанных «Томкэтов» и наличных «Супер Хорнетов» и F-35 разнятся совсем не в пользу двух последних, и в части ПЛО – после ухода S-3 Viking американские авианосцы утратили способность самостоятельного обеспечения дальней противолодочной обороны. Для этого можно вызвать с берега «Посейдон», но он не входит ни в состав авиакрыла, ни в АУГ, и вообще может иметь другие задачи, чем поддержка АУГ. Возможно, более приоритетные”, – подчеркнул он.

Эксперт подытожил, что все это было бы не страшно для ВМС США, если бы их авианосцам пришлось и дальше выполнять задачи типа поддержки войск в Афганистане.

Репортёр