Специальное конструкторское бюро по средним артиллерийским тягачам было организовано на Курганском машиностроительном заводе в 1954 году. За 70 лет своей истории Специальное конструкторское бюро машиностроения накопило богатейший опыт в создании техники оборонного и гражданского назначения.
Сегодня СКБМ в составе холдинга «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех − единственное в стране конструкторское бюро по разработке и модернизации легкобронированных боевых машин пехоты и боевых машин десанта, а также специализированных машин на их базе. Среди гражданской техники из Кургана − вездеходы серии ТМ, мини-погрузчики МКСМ.
Доставщики пушек
Первый этап развития СКБМ связан с таким интересным видом военной техники, как артиллерийский тягач. Его задача – перевозить не только артиллерийское орудие, но и боевой расчет, а желательно еще и боекомплект. И обычный трактор, и даже танковое шасси здесь не подходят – для специальных задач нужна специальная техника. Именно такую решили выпускать в 1954 году на Курганском машиностроительном заводе. Для этого согласно постановлению от 27 июля (именно эта дата и считается днем основания СКБМ) на заводе создается Специальное конструкторское бюро по средним артиллерийским тягачам.
В Курган с Челябинского тракторного завода передается производство модели АТ-С – гусеничного тягача, предназначавшегося для буксировки прицепов, перевозки людей и грузов, выпуск которого начался в 1955 году. Со временем выявились недостатки модели, и специалисты СКБ разрабатывают более современный тягач АТС-59, получивший название по году приемки на вооружение. Этот курганский богатырь мог, например, перевозить тяжелую 130-мм пушку М-46 весом 7,7 тонны.
В конце 1960-х в СКБ разрабатывается многоцелевой транспортер-тягач МТ-С, конструкция которого отличалась оригинальностью и новизной технических решений. Модель стала последней разработкой курганского КБ в тематике средних артиллерийских тягачей. Когда коллектив работал над этим проектом, наверху уже готовилось решение о переводе Курганмашзавода и СКБ на выпуск боевых машин пехоты.
БМП: первые в стране и в мире
В середине 1950-х годов с развитием оружия массового поражения возникает потребность в новом виде бронетехники, способном защитить экипаж и пассажиров от новых поражающих факторов, обладающем высокой огневой мощью и достаточной подвижностью. Так появилась боевая машина пехоты.
Курганское СКБ принимало участие в конкурсе на разработку первой БМП. Тогда победителем стал проект Челябинского тракторного завода, но площадкой для выпуска был выбран Курганмашзавод. Коллектив СКБ выполнил большую работу по адаптации конструкторской документации БМП-1 к крупносерийному производству на КМЗ и по разработке новых модификаций машины.
БМП-1 стала не только первой в стране, но и первой в мире машиной данного класса. Именно ее компоновка стала классической, а аналогичные модели появились за рубежом только спустя несколько лет. Для своего времени БМП-1 обладала значительной огневой мощью, высокими показателями подвижности, защищенности, живучести, имела возможность без специальной подготовки с ходу преодолевать водные преграды. Производство БМП-1 на Курганском машиностроительном заводе продолжалось с 1966 по 1983 гг., и до сих пор она стоит на вооружении армии России и других стран.
Закрепила успех новой боевой единицы принятая в 1980 году на вооружение БМП-2. В СКБ была развернута опытно-конструкторская работа по созданию боевого отделения с двухместной башней для командира и наводчика, в которой устанавливалась 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней пулемет и встроенная установка ПТУР второго поколения «Конкурс». БМП-2 получилась эффективной, простой в эксплуатации и в обучении экипажа, отлично показала себя в боевых действиях в Афганистане. Она поставлялась в десятки стран и стоит на вооружении и в наше время.
Итогом многолетней работы курганского КБ по направлению БМП стало третье поколение машин. По новому заданию требовалось увеличить броневую защиту, чтобы машина могла противостоять новейшему вооружению НАТО и при этом сохранить плавучесть. Для этого пришлось изменить компоновку: традиционное для БМП переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения было заменено кормовым – по «танковой» схеме.
Также в компетенции СКБ были важнейшие вопросы компоновки боевого отделения, его динамических характеристик, которые в итоге обеспечили кучность огня 30-мм автоматической пушки. Специалисты СКБ успешно решили ряд вопросов, связанных с размещением большого боекомплекта, безотказностью автомата заряжания и выброса стреляных гильз 100-мм орудия, трактов питания 30-мм автоматической пушки и пулемета. 111 внедренных изобретений и патентов специалистов СКБ во многом определили высокий военно-технический уровень БМП-3, принятой на вооружение в 1987 году и до сих пор не имеющей конкурентов в мире.
Не только боевые машины пехоты
Тематикой БМП работы Специального конструкторского бюро машиностроения не ограничивались. С появлением БМП-3 выявилась невозможность их эвакуации и комплексного ремонта ни одной из существующих ремонтно-эвакуационных машин легкой категории, поэтому специально для этих задач в Кургане была разработана качественно новая многофункциональная БРЭМ-Л, способная эвакуировать все поколения БМП, БМД, БТР и машины на их базе. БРЭМ-Л также успешно поставлялась на внешний рынок.
Параллельно с работами по БМП-3 разрабатывается универсальное шасси для военной гусеничной техники. Его грузоподъемность составила 6 тонн, что значительно превосходило возможности всех отечественных аналогов в своем классе. Изделие отличается большим забронированным объемом и позволяет устанавливать широкий набор комплексов вооружения.
Для морской пехоты, пограничных и береговых войск была разработана специальная модификация БМП-3Ф с увеличенным запасом плавучести и остойчивости. Позже на ее базе был создан бронетранспортер БТ-3Ф, испытания которого еще продолжаются. В 1993 году принимается на вооружение командирская БМП-3К, оснащенная дополнительной навигационной системой и радиоаппаратурой, а также автономным энергогенератором.
В 2000-х годах Специальное конструкторское бюро машиностроения выполнило работы по унификации ряда машин с БМП-3. В результате на вооружение были приняты модернизированные боевая машина десанта БМД-4М и бронетранспортер БТР-МДМ.
Есть у СКБМ и работы по гражданской тематике. На базе военного универсального шасси была разработана гражданская версия, которая, в частности, воплотилась в бесчокерную трелевочную машину МЛ-107. Эта техника используется в лесозаготовительной промышленности.
Важным этапом стало создание силами СКБМ семейства гражданских гусеничных вездеходов. Модели ТМ-120, ТМ-130, ТМ-140 грузоподъемностью 2, 3 и 4 тонны соответственно предназначены для перевозки пассажиров, грузов, различного оборудования и обеспечения других транспортных работ в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. На машины может устанавливаться различное оборудование – мастерские, жилые модули, буровые установки и т.п. Серийное производство начато в 1999 году.
Также с 1990-х годов на Курганмашзаводе серийно выпускаются коммунально-строительные многоцелевые машины. Мини-погрузчики с бортовым поворотом МКСМ-800 и МКСМ-1000 хорошо известны потребителям и широко применяются в промышленности, строительстве, коммунальном и дорожном хозяйстве, а также в других отраслях. Благодаря компактности и маневренности МКСМ можно использовать в самых ограниченных пространствах.
Сегодня основные направления работ СКБМ определяются в соответствии с государственной программой вооружения и государственным оборонным заказом. Значительный объем работ связан с адаптацией серийных шасси БМП-3 и БМД-4М для размещения специализированного оборудования: зенитно-ракетных комплексов, машин управления и разведки, командно-штабных машин и др.
Несмотря на значительно возросший объем задач, СКБМ продолжает работы по модернизации и увеличению надежности изделий, в том числе с учетом опыта СВО, в тесном взаимодействии со специалистами Минобороны России. Так, в состав серийных машин были введены вновь разработанные комплекты дополнительной защиты, комплекты защиты верхней полусферы, генераторы помех. Осуществляются работы по совершенствованию средств связи.
Еще новости
Тральщики проекта «Александрит» получили подводные аппараты для поиска мин
Раскрыт облик строящейся для Катара подлодки
Северная Корея испытала скорострельные ракетные установки