Руководство американских ВВС намеревается заказывать «начинку» самолётов отдельно от платформ-носителей. С точки зрения здравого смысла, это выглядит маразматически.
Новая концепция громко именуется «Модель приобретения нового поколения» (next-gen acquisitionmodel). Её инициаторы уверены, что это облегчит процесс интеграции самолёта и его систем.
«Элемент нашей модели приобретения нового поколения – это прямые отношения, там, где это имеет смысл, и где мы сможем, (работать напрямую) с нашими поставщиками систем (выполнения) миссий», – утверждает Эндрю Хантер, руководитель службы ВВС по закупкам.
Военные новаторы отработают этот подход при разработке самолёта-заправщика нового поколения (NGAS – Next-Generation Aerial-refueling System).
Во что это выльется на практике?
Во-первых, в разработку «начинки» ринутся многочисленные стартапы. Их привлечение к программам создания боевой техники сейчас в Пентагоне «модный тренд». Понятно, что шансы на создание работоспособной системы у старт-апа имеются (хотя они вряд ли высоки). Но ведь систему нужно будет ещё «вписать» в конструкцию самолёта-заправщика. Сейчас разработчик «платформы» выдаёт ТЗ на создание компонентов системы подрядчикам. В задании указываются габариты, масса, энергопотребление, размещение стыков коммуникаций и «всё такое прочее», позволяющее без зубодробительных проблем разместить компонент на борту и обеспечить его работоспособность. Если же проектирование будет вестись «от системы», то её интеграция в конструкцию самолёта наверняка создаст проблемы.
Во-вторых, у каждой компании есть свой стиль, своя школа. И я не уверен, что даже если систему дозаправки будет создавать компания Boeing (которая на этом «съела собаку»), то её продукт легко впишется в конструкцию заправщика разработки Lockheed Martin или NorthropGrumman.
Впрочем, результаты новаторского подхода мы увидим на примере реализации программы NGAS. Хотя сторонники прогресса здесь заранее «подстелили соломки». Если новый летающий танкер (на фото в заголовке – концепция SkunkWorks, проектного подразделения компании LockheedMartin) задержится с поставками в строй, ВВС придется закупить больше «старых» самолетов-заправщиков. Скорее всего, это будет KC-46. Кстати, разработка этой машины шла «со скрипом», что обошлось компании Boeing в более чем полтора миллиарда долларов штрафов за срыв сроков поставок.
Впрочем, закупками KC-46 дело может не ограничиться. «Нам нужно будет купить что-то, чтобы обеспечить поставки танкеров», — говорит Хантер. И это «купить что-то», на мой взгляд, прекрасно характеризует глубину проработки концепции.
Можно только надеяться, что этот «прогрессивный подход» не будет воспринят как руководство к действиям ВКС РФ и российским авиапромом. А то у нас любят принимать западные подходы и концепции, не глядя на то, что они собой представляют и в какой мере соответствуют отечественным потребностям и отечественным реалиям.
Еще новости
Первый полет Тайфуна с радаром ECRS Mk2
«Морской бой» будущего: США создают ракету для борьбы с морскими дронами
Американцы показали своих «беспилотных ведомых»