Отечественные экспериментальные танки

На фото: макет «Объекта 726». Кадр из документального фильма «НИР ВНИИТрансмаш»

Отечественные экспериментальные танки

В День танкиста расскажем о наиболее известных отечественных экспериментальных танках, повлиявших на отечественное танкостроение, их конструкторских решениях и технических особенностях, вооружении и боевых характеристиках.

Уже более века танки остаются олицетворением армейской мощи и символом наземных военных сил. Многим известны не только современные, но и исторические танки прошлых лет. Быстроходные БТ, легендарные Т-34, мощные ИС-2, послевоенные Т-54, Т-62 и Т-72. Эти боевые машины в разные годы составляли основу наших бронетанковых войск и выпускались большими сериями.

Но были и другие. Они строились в одном-двух экземплярах, участвовали в конкурсных испытаниях, предназначались для отработки новых инженерных задач, конструкторских замыслов, необычных концепций применения. Эти танки в серию не пошли, но отработанные на них решения позволили нашей танковой промышленности сделать определенные шаги и вырваться вперед в противостоянии с вероятным противником. Такие боевые машины скрывались под наименованиями «объект» и цифровыми индексами. По целому ряду ТТХ многие из этих «объектов» являлись лучшими в своем классе.

ИС-7: вершина тяжелого танкостроения

Танк ИС-7 в классе тяжелых танков — уникальная боевая машина. Этот советский танк своим появлением задал довольно высокий уровень, которому далеко не все мировые образцы, даже созданные позже, могли соответствовать. На момент создания эта машина, по мнению большинства специалистов, являлась самым лучшим тяжелым танком в мире.

Отечественные экспериментальные танки

Опытный советский тяжелый танк ИС-7

ИС-7 был создан в КБ выдающегося советского конструктора-танкостроителя Жозефа Яковлевича Котина в 1947-48 годах. Одним из первых проект одобрил и поддержал Лаврентий Берия.

Корпус танка имел большие углы наклона броневых листов, в качестве силовой установки был применен серийный морской дизель мощностью 1050 л.с. Танк обладал мощнейшим вооружением — в его башне устанавливалась 130-мм пушка С-70, имевшая систему управления огнем, снаряд весил 33,5 кг и покидал ствол со скоростью 900 м/с! Бронирование машины составляло 150 мм в лобовой проекции и по бортам, а в менее подверженных обстрелу частях корпуса не опускалось ниже 100 мм. Кроме пушки, на танк устанавливалось восемь пулеметов, из них два — КПВ калибра 14,5 мм, все пулеметы — на дистанционном управлении.

Новшествами, впервые использованными на ИС-7, были легкие резиновые топливные баки, гусеницы с резинометаллическим шарниром, опорные катки с внутренней амортизацией, гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Экипаж танка включал пять человек. На испытаниях 68-тонная боевая машина разгонялась до скорости 60 км/ч и показывала отличную маневренность и проходимость. Советский танк уверенно выдерживал обстрел из 128-мм немецкой пушки «Ягдтигра», которая являлась на тот момент одним из самых мощных танковых орудий.

Тяжелый танк ИС-7 можно считать шедевром мирового тяжелого танкостроения, по совокупности боевых показателей не имевшим себе равных. Однако производство этой боевой машины по ряду причин развернуто не было, хотя многие наработки были реализованы в танкостроении в дальнейшем.

«Объект 279»: летающая тарелка на четырех гусеницах

Не менее известным советским экспериментальным танком, который невозможно перепутать ни с одним другим, стал тяжелый танк «Объект 279».

«Летающую тарелку на гусеницах» или «луноход», а именно такие прозвища получил впоследствии танк, разрабатывали инженеры ВНИИТрансмаша (ныне — в составе концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех), ведущим конструктором машины выступил Лев Сергеевич Троянов. Это был очень смелый и новаторский проект для того времени.

Почему же он появился на свет именно в таком необычном виде? Все дело в том, что в те годы советские танковые армии, способные прорваться к Ла-Маншу, являлись кошмарным сном натовских стратегов, и для того чтобы остановить их, они всерьез намеревались применить ядерные фугасы.

Ну, а если при этом учесть, что в Европе через каждые 30-50 км встречается либо река, либо озеро, либо еще какой-либо водоем, то в случае применения ядерного оружия вся местность окажется заболоченной и труднопроходимой для гусеничных машин.

Советские конструкторы решили противопоставить этим планам уникальную четырехгусеничную ходовую часть, способную придать танку еще большую проходимость.

Отечественные экспериментальные танки

Заводской образец № 2 танка «Объект 279» на заводских испытаниях. Фото из книги «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.», авторы Павлов М.В. и Павлов И.В.

«Объект 279» отличался бронированием, которое в разы превосходило все известное на тот момент. Вот лишь несколько фактов о защищенности нашего тяжелого танка. Толщина лобовой брони составляла 269 мм, верхняя лобовая деталь корпуса имела максимальную толщину 192 мм и при этом располагалась с наклоном 60 градусов к вертикали, что еще больше повышало защищенность танка. Бортовые бронеплиты толщиной 182 мм стояли под углом 45 градусов. По расчетам специалистов выходило, что приведенная толщина брони была эквивалентна 384-550 мм! Максимальная толщина брони цельнолитой башни по всему периметру составляла 305 мм при угле наклона 30 градусов, что было эквивалентно толщине брони в 352 мм. Корпус нового танка, в отличие от «классических» моделей, располагался поверх ходовой части и занимал всю ширину габарита. А форма корпуса, напоминающая летающую тарелку, делала «Объект 279» более рикошетным и снижала вероятность пробития брони.

Силовая установка машины включала в себя 16-цилиндровый Н-образный дизель, мощность которого, в зависимости от числа оборотов, составляла от 950 до 1000 л.с. Вооружением «279» являлась 130-мм пушка М-65 с механизированной боеукладкой и кассетным полуавтоматом заряжания. Скорострельность орудия составляла 5-7 выстрелов в минуту! Не все зарубежные танки и сегодня могут похвастаться таким показателем, а наш танк, созданный в конце 1950-х годов, мог. Кроме этого, танк оснащался полуавтоматической системой управления огнем и двухплоскостным стабилизатором «Гроза». С пушкой был спарен крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ. Экипаж машины включал четырех человек.

На испытаниях «Объект 279» показал себя неоднозначно. Он преодолевал крутые подъемы до 35 градусов, броды глубиной до 1,2 м, уверенно двигался по сугробам, грязи и заболоченной местности. Вместе с этим был обнаружен и ряд серьезных недостатков: большими оказались потери КПД при движении на вязких почвах, сопротивление повороту увеличилось по сравнению с танками «классического» типа в 10-12 раз, отмечалась сложность обслуживания и ремонта танка.

Помимо всего этого, «Объект 279» был очень дорогим и трудоемким в производстве танком. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что глава советского государства Н.С. Хрущев запретил военным принимать на вооружение танки массой более 37 тонн. Будучи поклонником ракетной техники, Хрущев считал танки ненужными и выступал их противником, он также считал, что танки на поле боя можно легко заменить боевыми машинами с ракетным вооружением.

«Объект 770»: броня крепка и дифференцирована

Эта машина создавалась в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода (сегодня входит в Уралвагонзавод) в рамках объявленного конкурса на создание тяжелого танка. Челябинский танк выступал конкурентом «Объекта 279», в отличие от которого создавался по классической схеме.

Но ряд новшеств у данной машины, безусловно, имелся.

Отечественные экспериментальные танки

Тяжелый танк «Объект 770» на испытаниях

Работы над «770» были начаты в 1955 году. Впервые были применены литые бронекорпус и башня с переменными углами наклона и переменными величинами толщины брони — так называемое дифференцированное бронирование. Борта прикрывала броня толщиной от 65 до 84 мм, устанавливавшаяся под углами от 64 до 70 градусов. Толщина бронирования в лобовой проекции достигала 120 мм. Башня имела бронирование 290 мм в лобовой части, причем сам стык башни с корпусом был защищен. Силовой агрегат машины — двухрядный десятицилиндровый дизель мощностью 1000 л.с. Трансмиссия «770» гидромеханическая с планетарной коробкой передач, ходовая часть включала по шесть больших опорных катков с внутренней амортизацией на каждый борт.

Вооружалась машина 130-мм пушкой М-65, аналогичной установленной на «279», и спаренным с ней 14,5-мм пулеметом КПВТ. Устанавливались двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированная система наведения, прицел-дальномер, а также дневные и ночные приборы прицеливания и наблюдения. Орудие оснащалось механизмом заряжания.

«Объект 770» в целом достаточно успешно прошел испытания. По их окончании был сделан вывод, что данный тяжелый танк выполнен на высоком техническом уровне. Литые корпус и башня с дифференцированным бронированием обеспечивают танку повышенную снарядостойкость.

По оценкам испытателей, тяжелый танк обладал хорошей маневренностью и был легок в управлении. По мнению специалистов испытательного полигона, «Объект 770» являлся наиболее перспективной машиной, представленной на конкурс. Но, увы, «ракетомания» Никиты Хрущева поставила крест и на этой боевой машине.

Ростех