verumreactor.ru

Российское некоммерческое военно-патриотическое сетевое издание

Фотография лётчицы Е.И. Зеленко

Фотография лётчицы Екатерины Ивановны Зеленко

На смерть во имя победы: 80 лет бессмертному подвигу лётчицы Е.И. Зеленко

12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Ивановна Зеленко в районе города Сумы на самолете Су-2 , вступила в бой с 7 истребителями противника. В ходе сражения она протаранила «Мессершмитт» и стала единственной женщиной в мире, совершившей таран в воздушном бою. Поэтому она и занимает среди лётчиц-героинь своей поры совершенно особое место.

Екатерина родилась 14 сентября 1916 года, в селе Корощино Овручского уезда Волынской губернии, (ныне Олевский район Житомирской области). Детство провела в Курске, окончила здесь 7 классов средней школы. Затем она обучалась летному мастерству в Воронежскому аэроклубе, который теперь носит её имя. Многие выдающиеся лётчики тех времён начинали учиться именно в аэроклубах, они занимали важное место в привлечении внимания молодёжи к авиации. Особо отличающимся советовали продолжать заниматься авиаделом, выдавали рекомендации. Но Екатерину с детства привлекала авиационная романтика, поэтому ей и советы особо были не нужны. И только аэроклубом дело не ограничилось, девушка твёрдо решила стать лётчиком.  И продолжила обучение в военной авиационной школе им. К.Е. Ворошилова в  Оренбурге, которую окончила с отличием.

Первые 4 года службы в советских ВВС были для Екатерины ничем не примечательными. Она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове, занималась испытанием самолётов и нового оборудования, осваивала новые типы авиатехники.

Вся эта выучка пригодилась юной лётчице, когда грянула война. Боевое крещение Екатерина Зеленко приняла во время Финской войны 1930-40 годов. Её самолёт не раз утюжил неприятельские позиции. При этом, как правило, самолёт отважного пилота не получал ни царапины. Но однажды чуть не произошла трагедия. В одном из боёв Екатерине было поручено выполнить огневое задание в контролируемом финнами квадрате  в составе группы бомбардировщиков. Не успела эскадрилья перелететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. У одного из самолётов задымил мотор, и это был самолёт Кати Зеленко. Боевая машина шла со снижением, посадка на территории противника была неизбежной. Лётчице удалось, маневрируя, приземлиться на замёрзшее озеро.

Финны заметили самолёт и открыли по нему ружейно-пулемётный огонь, но подходить не рисковали и начали артиллерийский обстрел. Экипаж покинул  боевую машину, а вражеский огонь только усиливался. Советские самолёты, заметив это, начинают бомбардировку и обстрел позиций противника, заставляя их замолкать одну за другой. Звенья бомбардировщиков сбрасывают одну бомбу за другой на укреплённые позиции противника. В конце концов, им удалось подойти к месту падения самолёта Екатерины, от группы отделяется одна боевая машина и идёт на посадку. Белофинны, на время прекратившие огонь, усиливают его вдвойне. Тем не менее бомбардировщику удалось приземлиться и подобрать потерпевший бедствие экипаж. В это время советские истребители вели шквальный огонь прикрытия, атакуя артиллерийские точки врага. Таким образом самолёту удалось воссоединиться с группой.

В другой раз Екатерина, получила задание отбомбиться по финскому аэродрому, в условиях сильнейшего тумана. Она первой из группы снизилась до минимальной видимости и начала бомбардировку объекта, когда финская  противовоздушная артиллерия была к этому совершенно не готова. За ней последовали товарищи. Аэродром был выведен из строя.

За финскую войну Екатерина Зеленко получила свою первую награду — Орден Боевого Красного Знамени. Великую Отечественную девушка встретила в звании лейтенанта, заместителя командира эскадрильи. К осени 1941 года на счету Екатерины было уже 40 боевых вылетов и 12 воздушных боев.

В роковой сентябрьский день, за два дня до своего двадцатипятилетия, Екатерина Зеленко  командовала группой бомбардировщиков, которые уничтожили в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей и до батальона солдат противника. В этот день она осуществила два вылета на самолете Су-2. Её самолет был поврежден. Заместитель командира полка капитан Пушкин, когда вернулся с боевого задания, сообщил, что немцы стягивают танки к городу Лохвицы. Зеленко уговорила Пушкина разрешить вылет на его самолете. Вторым членом экипажа стал лейтенант Павлык. Также на задание ушел Су-2 капитана Лебедева.

Вскоре бомбардировщик Лебедева вернулся обратно. Он рассказал, что на обратном пути они были атакованы семью немецкими Me-109. Окончательно установить историю последнего боя летчицы удалось уже после войны. Его свидетелями стали жители села Анастасьевка Сумской области. Советский самолет отбивался от гитлеровских истребителей до тех пор, пока не кончились патроны, подбил один из вражеских «Мессершмидтов» из пулемётов. А после этого Екатерина Зеленко пошла на воздушный таран, уничтожила самолёт противника и погибла сама.

Тараны советские самолёты лётчиков-героев совершали регулярно, только в ходе первого дня войны таким образом было уничтожено 24 вражеских авиамашины. Но этот случай стал первым и единственным во время Второй Мировой войны, когда таран совершила женщина.

Жители села нашли тело летчицы и её комсомольский билет. Девушку похоронили, а документы сохранила местная учительница Анастасия Марченко. На месте падения самолёта установлен обелиск. Посмертно старшему лейтенанту Екатерине Ивановне Зеленко были присвоены  сначала Орден Ленина, а потом и звание Героя Советского Союза. Она получила высшую награду страны одной из 95 женщин, которые были удостоены этой чести за доблесть в Великой Отечественной войне. Именем Екатерины Зеленко названы улицы в нескольких городах бывшего СССР — Курске, Воронеже, Сумах, Ромнах. Памятники установлены в Берестовке Сумской области Украины и Курске.

Военная платформа